Бесплатная доставка по Москве и СПб от 15 тыс. руб., по всей России от 30 тыс. руб.

Как выбрать каяк

Статью подготовил  Балан Юрий Февраль

Райдер, стаж катания  с 2 000 года.

Каякинг стал очень популярным в последнее время. И действительно эти узкие лодки с острыми носом и кормой имеют универсальное применение - для рыбалки и отдыха на реке и море, походов по бурным рекам и сплава, туристических путешествий для ценителей природы и занятий спортом. Лодки имеют большую маневренность и легкость в управлении, только важно знать, какой каяк выбрать и для каких целей, чтобы максимально комфортно себя чувствовать в том или ином виде занятий водными видами спорта и отдыха.

К основным особенностям каяков по сравнению с другими лодками относятся повышенная маневренность, меньшая ширина по сравнению с каноэ и двухлопастное весло, а также значительная универсальность, поскольку они бывает одно-, двух- и трехместные, различаются по способу посадки в лодки, по типам конструкции, грузоподъемности, удобству транспортировки. Их модели разнятся и подбираются под различные цели времяпрепровождения на воде. Цель данной статьи - помочь разобраться в разнообразии байдарок и каяков и дать практические советы по тому, как выбрать каяк для тех или иных задач.

Виды каяков

Прежде всего лодки отличаются по типу назначению, и их виды делятся на:

  • Прогулочные. Обычно это лодки с большой шириной, которая влияет на ее устойчивость и комфорт, а также объемным кокпитом. Главное их предназначение - отдых на спокойной воде, носящий непродолжительный характер. Такие каяки очень трудно перевернуть, но курсовая устойчивость при гребле вперед несколько снижена. Часто в них бывают полностью герметичные отсеки для хранения вещей, взятых с собою на прогулку;
  • Туристические или туринговые. Они отличаются большей длиной (до 4.5 метров), значительным объемом (400-460 литров), но устойчивость их приближается к прогулочным. У лодок хорошая ходкость при движении по прямой, но они менее поворотливы и имеют большой киль на носу и корме для обеспечения прочности и надежности корпуса. Обязательно наличие грузовых отсеков для вещей и инвентаря. Лодки гораздо более комфортабельные, нежели прогулочные, и по ходовым качествам также их превосходят, как и по характеристикам безопасности и устойчивости;
  • Рыболовные каяки. Такие лодки чаще имеют округлую конструкцию корпуса, небольшой рокер (изгиб днища), поскольку дно у них более плоское с целью устойчивости. Кроме того, каяки для рыбалки обязательно имеют упоры для ног и дополнительное оборудование - консоли для рыбалки стоя, держатели удилищ, роликовые системы якорей, площадки для эхолота, блоки для снастей, специальные места для держателей спиннингов и другие важные для рыбаков аксессуары. Хотя покупают и обычный тип каяка и его дополнительно оборудуют по своему разумению;
  • Детские. Есть специальные лодки для юных спортсменов ростом до 165 см, которые с самого молодого возраста начинаются приобщаться к замечательному каякингу. Они бывают надувными, разборными и цельнолитыми и используются для разных возрастов детей и подростков. Цельнолитые модели предпочтительнее, их часто применяют для обучения профессиональному занятию этому виду спорта;
  • Морские. Это самые быстрые каяки, имеющие также большую вместимость. У них значительная длина корпуса, и нос у них приподнят, чтобы кокпит не заливался морской водой при движении по бурным волнам. Другая особенность - значительный объем корпуса. Размеры каяка в длину достигают шести метров и даже чуть превышают этот показатель. У них высокие борта и почти плоская дека, привальный брус с очерченной четкой линией, киль для достижения необходимой устойчивости. Такие лодки оборудуются внешней подвеской для необходимого в путешествиях багажа, у них есть комфортное рулевое управление, загрузочные люки, на них ставится GPS-навигация, компас, иногда имеется парус. Главная сфера их применения - путешествие по спокойному морю, но люди, любящие адреналин, используют их для барражирования на приливно-отливных течениях, что схоже с каякингом на бурных реках;
  • Каяки для сплава. Они предназначены для прохождения различных горных рек с бурным течением и имеют несколько разновидностей. Есть варианты классического каякинга, когда основная часть сплава проводится на реке, а на особо опасных участках проводится обнос лодки по берегу, а есть сплав по бурным участкам с большим количеством камней. В любом случае размеры каяков по длине небольшие и составляют от двух до 3.5 метров. Кроме того, необходим закругленный корпус для достижения максимально возможной маневренности. Для сплава используют и надувную байдарку, однако следует учитывать, что возможны порезы и пробоины о камни, и тогда их придется ремонтировать на месте. Предпочтительнее для прохождения сплавов по сложным рекам литые модели, при пользовании которыми удастся избежать указанных проблем. В целом лодки для сплава - это не быстрые каяки, поскольку для них важна не скорость, а идеальные управляемость и маневренность. Ноги гребцов дополнительно защищаются амортизирующими упорами, которые минимизируют возможности получения травм, если столкнуться с большими камнями и даже скалами;
  • Спортивные. Эти лодки применяются для спортивных состязаний по гребному слалому как на спокойной, так и на бурной воде, а также различных морских гонках и спортивном сплаве. Их главные характеристики - обтекаемый корпус, регулируемые сиденья, закрытые деки, защитные фартуки и юбки. Последние необходимы, поскольку это самые скоростные каяки, имеющие наилучшую динамику. Гребной слалом - олимпийский вид спорта, вес такой лодки четко регламентирован, она с плоским дном и без киля. Размеры каяков для спорта превышают аналоги любительских вариантов по длине, к тому же они узкие, за счет чего во многом достигается их стремительность. А лодки для скоростного спуска еще длиннее, чем для гребного слалома. Делаются они из современных материалов - карбона, углепластика, полипропилена. Есть и спортивные каяки для фристайла, где выполняются трюки различной сложности в так называемых "бочках", то есть с подобием волны. Там каякер вообще задерживает лодку на одном месте для выполнения упражнений и трюков. Такие байдарки легки, маневренны, плавучи, имеют отличную курсовую устойчивость, что необходимо для достижения высоких спортивных результатов.

Так что какой каяк выбрать, прежде всего зависит от того, каких целей он поможет вам достичь. Есть лодки для туризма, рыбалки, отдыха, сплава, достижения высоких спортивных показателей. Что лучше, и какой вариант купить, зависит только от вас, от того где вы будете отдыхать, что для этого нужно и доставит максимальное удовольствие.

При выборе лодки следует учесть также способ посадки в нее. Таких вариантов два - sit-in ("сидеть внутри") и sit-in-top ("сидеть сверху"). Классический вариант - это сит-ин каяк, когда ноги и место посадки гребца находятся внутри замкнутого объема корпуса. А вот sit-in-top варианты, появившиеся не так давно, отличаются конструкцией корпуса, которая представляет собой закрытую герметичную капсулу с дренажным клапаном. В них ноги каякера находятся над декой на открытом воздухе, в них присутствует открытый кокпит, аналогичный небольшой ванночке. В данном случае достигается максимальная безопасность гребцов, ведь такие каяки имеют большой герметичный объем, и потопить их в практическом плане почти не представляется возможным. Эти свойства используются для неопытных гребцов, здесь не нужно осушать кокпит, если он затопился. Также облегчена посадка в лодку и высадка из нее. Особенно это ценно, если неопытный пользователь каяка все-таки умудрился его перевернуть. Залезть в него будет не сложнее, чем забраться животом на плавающую на поверхности воды доску. И это гораздо проще, чем попасть в классический сит-ин каяк, да еще откачивать попавшую в кокпит воду, что тоже дело непростое и трудоемкое.

При выборе лучшего каяка для своих целей нужно учесть не только то, как он будет использоваться, но и принять во внимание свой уровень подготовки и рассмотреть приобретение sit-in-top варианта, который хорош для начинающих пользователей. Учтите, что при подборе такой лодки ваша спина от воздействия солнечных лучей, ветра и воды будет защищена только одеждой. Если рассматривать характеристику парусности, то в классическом варианте сит-ин она немного меньше, к тому же такой каяк более остойчив, так как гребец сидит ниже. Скорость в "классике" тоже повыше, но вероятно, что на начальных этапах овладения искусства каякинга ею можно пожертвовать в целях безопасности и комфорта в случаях опрокидывания лодки.

Наиболее распространены для приобретения любителями отдыха и спорта на воде туристические каяки и лодки для сплава, на конструктивных характеристиках и особенностях которых стоит остановиться подробнее. Туризм и рыбалка на каяках - популярное занятие, а любители экстрима и водного спорта получают огромное удовольствие от сплава по бурным рекам, по максимуму предаваясь увлекательному процессу с адреналином и позитивными эмоциями от преодоления трудностей.

Туристические каяки

Туристический каякинг стал самым популярным и востребованным сегментом применения этих маневренных и комфортных лодок. Сфера использования разнообразна, они применяются для:

  • коротких прогулок по воде;
  • походов на уик-энд;
  • многодневных экспедиций по рекам, озерам, водохранилищам и даже морям.

Целевое использование таких лодок - это созерцание природы, активный отдых, общение с коллегами по походу, получение удовольствия от путешествия. С этим связаны и качества туринговых каяков, которые обладают хорошим ходом, повышенной грузоподъемностью, чтобы можно было положить в герметичный отсек вещи для путешествия, простотой управления. Все в них должно способствовать максимальному получению удовольствия от активного отдыха, и они подходят для сплава в течение нескольких дней, при этом волнение на реке должно быть небольшим.

Если задаться вопросом, как выбрать каяк для туризма, то стоит учесть несколько немаловажных нюансов:

  • Покупайте модели, предназначенные для этого целевого использования.
  • Пользуйтесь универсальным советом - чем больше водоем, в котором вы будете использовать лодку, тем больше ее габариты по длине.
  • Каяк подбирается под антропометрические данные человека, который будет им пользоваться.
  • Сразу выбирайте лодки с тем количеством посадочных мест, которые подходят под ваш вид отдыха.

Последнему нюансу стоит уделить повышенное внимание, ведь количество мест имеет важное значение, на котором остановимся подробнее.

Варианты туристических каяков по количеству мест

Такие лодки бывают:

  • Одноместные. Это наиболее компактный вариант, имеющий повышенную маневренность. Чаще их используют для туризма с элементами экстрима, то есть в том числе и для рек с сильным течением и сложностями прохождения. Но применяются они и для комфортного индивидуального туризма;
  • Двухместные. Наиболее распространенный вариант. Его часто используют для спокойного и более созерцательного отдыха на речках, озерах, водохранилищах. Они легкие в управлении и просто отладить совместную работу на веслах для более быстрого прохождения маршрута;
  • Трехместные. Такие байдарки отличаются меньшей маневренностью, чем одноместные варианты, они длиннее и массивнее. Область их применения - экскурсионные прогулки, многодневные походы на длинные расстояния. Нужно учесть, что они требуют слаженности в работе на веслах и некоторого опыта в каякинге.

То есть какой купить каяк по количеству посадочных мест - важная задача в определении модификации лодки. Отталкивайтесь от своих основных потребностей по туризму и принимайте решение. Дальше стоит определиться по вариантам конструкций плавательных средств для каякинга.

Варианты конструкций туристических каяков

Есть следующее подразделение каяков для туризма по вариантам конструкций:

  • неразборные (корпусные);
  • надувные;
  • каркасно-надувные;
  • каркасные.

Рассмотрим их подробнее.

Неразборные

Это "элита" каякинга! Такие лодки имеют жесткий корпус из ABS-, стекло-, углепластика, полиэтилена, и у них самые лучшие ходовые качества. Они имеют большую сопротивляемость износу и долговечность, современные материалы выдерживают удары о камни. Также у них хорошая теплоизоляция, что дает возможность применять их в условиях низких температур. Корпусные каяки удобно управляются, дают делать крен, резко поворачивать, даже "эскимосский переворот" при их помощи осуществляется гребцом при умении исполнять этот элемент. Сравнение каяков говорит, что это их лучший конструктивный вариант. Минус лодок - высокая цена, за отличные ходовые качества нужно платить.

Надувные

Для новичков каякинга - это то, что надо! В конструкцию входят надувные баллоны, которые обтянуты специальным материалом. Такие надувные емкости соединяются на борту и корме лодки и образуют ее борта. Есть независимая накачка дна каяка от баллонов. Надувной вариант конструкции хорошо амортизирует удары. К плюсам относятся также непотопляемость лодки, малая осадка, так что она хорошо проходит те отмели, где другие каяки застревают, а также ее малый вес и удобство транспортировки - выпустил воздух, убрал в рюкзак.

Минусы тоже есть. Такая лодка менее скоростная, и потеря существенная - около 3 км/час по сравнению с каркасными аналогами. В нее грузится мало багажа, у каяка большая парусность из-за стенок воздушных камер, которые сильно выступают. При сильном ветре держать курс на нем сложно. Для новичков конструкция подойдет, но для продвинутых каякеров стоит подобрать другой вариант.

Каркасно-надувные

Многих недостатков предыдущего варианта конструкции лишены каркасно-надувные каяки, в которых есть продольные элементы, создающие жесткий каркас, водонепроницаемая оболочка и два надувных баллона, расположенные вдоль обоих бортов. Каркас сделан из сплава алюминия, он прочный и легкий одновременно. На таком плавательном средстве отправляются даже в многодневные и протяженные путешествия.

Лодка хорошо держит курс, что важно для круиза, у нее небольшая парусность, лучшая грузоподъемность и скорость, чем у конструкции надувного типа. Даже если один из баллонов разгерметизируется, второй удержит лодку на плаву. К минусам относятся повышенный по сравнению с предыдущим вариантом вес, малый внутренний объем, поскольку пространство занято баллонами, большее время сборки.

Каркасные

Каркасные каяки конструктивно - это металлокаркас из сплавов алюминия с натянутым поверх него материалом из синтетики. Ее плюсы - отличная скорость при малой парусности, хорошая грузоподъемность и вместительность для багажа, великолепная курсоустойчивость. Особенной востребованностью пользуются одноместные каркасные каяки. Недостатки - повышенный вес, длительность сборки-разборки, возможность легко повредить о камни.

Основные характеристики туристических каяков

К характеристикам, которые оказывают влияние на то, какой купить каяк, относятся:

  • грузоподъемность. По рекомендации этот параметр должен превышать вес каякера или экипажа на 40-50 процентов. Она зависит от назначения и модели лодки, варианта корпуса, количества мест и отсеков для груза;
  • длина и ширина. При выборе плавсредства учтите, что чем длиннее каяк, тем он скоростнее, а увеличение длины увеличивает устойчивость, но пропорционально снижает маневренность. Зато коротким средством легче управлять. Ширина лодки оказывает влияние на скорость, уменьшая ее и при этом увеличивая остойчивость;
  • варианты оснащения. Здесь много возможностей - от рулевого управления до ножного привода и возможностью не пользоваться надоевшими веслами. Есть также тюнинг, то есть оборудование комфортными сиденьями, разными упорами, узлами поворотов. Можно создать условия для удобства путешествий или хобби - приобрести зонтики, эхолоты, компас, багажные сетки и другие аксессуары;
  • удобство транспортировки и хранения. Неразборные каяки перевозятся чаще на автомобилях на багажниках на крышах, хранить их следует в закрытых помещениях и без перепадов температур. Хранятся они в горизонтальном положении. При покупке учитывайте, есть ли у вас такие возможности для хранения. С разборными вариантами проще. Они и в обычный багажник помещаются, а надувная лодка и в рюкзак. Условия хранения тоже не такие жесткие. Если возможностей обеспечить нормальные условия хранения каяка нет, то лучше воспользоваться платным хранением на теплом складе, чтобы продлить ему жизнь;
  • стоимость. Это важный фактор, какой каяк выбрать. Самые дешевые варианты надувные лодки с простой комплектацией из России или Китая, которые покупаются от цены в 10000 рублей. Пластиковые китайские модели с простым оснащением идут уже от 20 тыс.руб., канадский одноместный каяк Pelican - 33000 руб., а двухместная лодка той же компании -73000 руб. Шведский полиэтиленовый Point 65 Mercury Solo стоит уже 90 тыс.руб., а каяки цельного литья известных брендов из лучших композитных материалов - от 140000.

Каяки для сплава

Эти лодки, используемые для сплава по рекам с разной категории сложности, имеют ряд отличительных особенностей. У них плавные обводы, которые уменьшают сопротивление воды, а также большой объем, позволяющий каяку быстро всплывать и глубоко не погружаться "в пучину волн".

Особенности конструкции

Плавсредства бывают разборными и цельными, а их конструкция предусматривает наличие задних и передних несущих элементов - пиллерсов, кокпита, дренажных клапанов, стрингеров, носовые и кормовые брусы - штевни. Обязательно наличие анатомических сидений, упоры для спины, коленей, ступней, которые при сплаве имеют особое значение. Есть также привальные брусья, дека, которая уплощена, ребра жесткости в поперечнике, переходящие в юбки и закрывающие кокпит от попадания воды. Также имеются и надувные баллоны, выполняющие амортизирующую роль при ударах о камни.

Технические характеристики

Сплавные каяки не обладают большой скоростью, благодаря особенностям своей конструкции, которая нацелена прежде всего на маневренность, управляемость и безопасность. Их быстрота передвижения в среднем 6 километров в час и соответствует ускоренному шагу человеку. Вес лодок колеблется от 19 до 33 килограммов.

Среди других важных характеристик длина, которая находится в основном в диапазоне от 3 до 4.5 метра. Но есть и миниатюрные лодки с длиной около двух метров. Ширина плавсредств для сплава около 80 сантиметров, а грузоподъемность достаточно велика (около 350 килограммов).

Виды сплавных каяков

Эксплуатационные характеристики таких лодок высокие, прежде всего это касается прочности и возможности выдерживать мощные ударные нагрузки. Чаще используют относительно недорогие надувные или разборные варианты сплавных каяков, но есть и более дорогие литые модели. Их делают из стекловолокна или полиэтилена особой прочности.

Как и другие каяки, сплавные байдарки бывают одно-, двух- и трехместными, основная их часть идет с классической системой посадки сит-ин. Но есть и варианты сит-он-топ, правда, на них нельзя сплавляться по сложным рекам. Есть и модели на стыке с туристическими каяками, которые называются гибридными. То есть это нечто промежуточное и универсальное. Они подойдут для туристического путешествия, но также и для небольшого экстрима в пути на реках. В комплект входят выдвижные килы, которые идеально подойдут для спокойных водоемов. И еще в отличие от обычных лодок для сплава, в гибридных модификациях есть большие багажные отделения, в которых герметично размещаются запасы еды, воды и разнообразное снаряжение.

Для качественного и оптимального выбора каяка нужно учесть много факторов, начиная от потребностей и целей, для которых он будет использоваться, заканчивая условиями его хранения и транспортировки. Не всегда доступно охватить все из них, особенно это касается новичков каякинга. Тогда следует обратиться к профессионалам, которые всегда помогут!